ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»
Направленность программы – художественная
Уровень программы — углубленный
Возраст детей: 12 – 18 лет
Срок реализации: 2 года
Автор — разработчик: Соловьева Мария Александровна
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный танец» художественной направленности.
Программа разработана на основе дополнительных общеобразовательных программ «Хореография» Заболотской М.А. и «Основы обучения современным направлениям танца в системе дополнительного образования» Никитина В.Ю.
Программа «Современный танец» неразрывно связана и является продолжением программы базового уровня обучения «Основы современной хореографии», логично дополняя и развивая его, направлена на расширение и углубление знаний, умений и навыков в области искусства современной хореографии, развитие творческих способностей, мотивации на дальнейший выбор пути своего профессионального развития.
Танец — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования подростка, для его гармоничного духовного и физического развития. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Современный танец воплощает в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создает новую пластику, поэтому он интересен и близок современному поколению. Современный танец помогает свободному самовыражению открывать свое внутреннее «я», получать хорошие эмоции и настроение. Танец в себе таит огромные богатства для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Он повышает эмоциональное и физическое здоровье, помогает раскрыть внутренний мир, сформировать в подростках уверенность в себе, упорство, трудолюбие, помогает оценить красоту музыки и движения.
Современная хореография предъявляет высокие требования не только к технике выполнения сложнейших элементов, но и к умению донести образ, характер композиции, гармонию движения тела, предмета и музыки. Это требует от исполнителя владения всеми средствами выразительности, навыками сценического движения, актерского мастерства.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В настоящее время происходит подъем интереса детей и подростков к современному танцу. В данном виде искусства лаконично соединены в одно целое многообразие танцевальных стилей и элементы сценических трюков.
Программа «Современный танец» (углубленный уровень) дает возможность подросткам совершенствовать уровень исполнения современных танцев, создает условия для творческой самореализации через пластику, дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся, всестороннего развития личности.
Занятия современным танцем позволяют обучающимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных направлений, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. Так же занятия современным танцем закладывают основы нравственности, красоты, расширяют культурный кругозор. Способствуют гармоничному развитию подростков, развивают физическую силу, выносливость, ловкость, помогают подросткам снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе.
Современная хореография является действенным методом эстетического и физического воспитания. В процессе обучения подростки совершенствуют навыки музыкальности, пластичности, координации, актерского мастерства.
Занятия в коллективе воспитывают чувство товарищества, взаимовыручки, умения чувствовать ответственность. Групповые занятия способствуют социализации и адаптации детей и подростков в обществе.
Цель программы:
Развитие творческих способностей, личностное и культурное самоопределение, профессиональное становление личности посредством совершенствования и повышения танцевально-исполнительского мастерства.
Задачи программы
Обучающие:
- углублённое изучение техник джаз- танца и танца модерн;
- расширение кругозора в области современной хореографии, истории музыки, сценического костюма;
- обучение виртуозности исполнения;
- обучение эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
- обучение основам театрального и сценического искусства;
- совершенствование умения точной выразительной передаче характера создаваемого образа с помощью танцевальных и пластических средств;
- совершенствование в освоении французской терминологии, используемой в классическом танце и английской терминологии, используемой в джазовом танце и танце модерн;
- организация постановочной и концертной деятельности.
Развивающие:
- развитие физической выносливости, поддержки двигательной активности детей;
- развитие танцевально-исполнительских способностей, обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов современного танца, танцевальных композиций;
- развитие художественных способностей, сценического артистизма, фантазии и образной памяти;
- развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
- развитие мотивации на дальнейший выбор пути своего профессионального развития.
Воспитательные:
- формирование здорового образа жизни;
- воспитание морально-волевых личностных качеств;
- воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым, формирование чувства этики, вежливости и такта;
- развитие познавательной и жизненной активности, самостоятельности, коммуникабельности;
- воспитание чувства взаимопомощи, формирование сплоченного коллектива;
- воспитание трудолюбия и устремленности в достижении творческих результатов, проявления собственной гражданской позиции, направленной на защиту уважительного отношения к собственному выбору дальнейшего профессионального развития;
- воспитание художественного вкуса, художественно-творческого мышления и интереса к искусству.
Отличительной особенностью программы «Современный танец» является — синтез видов и форм хореографического обучения, создание интегрированной модели обучения: (джазовый танец, танец модерн, классический танец, стретчинг, hip-hop), акцент ставится на изучение современной хореографии.
Реализация программы способствует формированию у обучающихся гармонии в различных сферах отношений:
- отношение к своему телу (принимаю образ собственного тела) и со своим телом (совершенствую свое тело, двигательные возможности организма);
- отношение к культуре (знакомство с классической и современной культурой через танец, выстраивание собственных эстетических пристрастий), отношение с культурой (формирование собственного стиля функционирования в танцевальной культуре);
- отношение к окружающим людям (обретение в коллективе друзей, субъективно значимых взрослых), отношения с окружающими людьми (обретение опыта строить отношения в репетиционном и концертном процессе).
Практическая деятельность на этом уровне обучения продолжает быть неразрывно связанной с изучением истории современного хореографического искусства, знакомством с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культурой. Средствами занятий у подростков продолжают формироваться: творческие способности, эстетические эмоции, чувства, представления о красоте движений и звука, формы и цвета.
Организация образовательного процесса позволяет решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения: социального, нравственного, художественно-эстетического и гражданско-патриотического.
Возраст обучающихся
Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 18 лет. Принимаются обучающиеся, освоившие программу базового уровня обучения или имеющие уровень специальных знаний, умений и навыков, соответствующий программе углубленного уровня.
Количество обучающихся в группе:
1-ый год обучения – 10 человек;
2-ой год обучения – 8 человек;
Срок реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения.
Формы и режим занятий
Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.
Занятия проводятся 2 раза в неделю:
1-ый год обучения – 2 х 2 часа;
2-ой год обучения – 2 х 2 часа.
Во время занятий предусмотрены 10 – 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
Во время приема и формирования групп происходит первичная диагностика творческих способностей ребенка, его знаний, умений, навыков и хореографических данных.
После освоения программы дети могут продолжить занятия в объединении, для дальнейшего совершенствования своих знаний, умений и навыков в концертной (ансамблевой) группе.
Методика преподавания на всех годах обучения сочетает в себе тренировочные гимнастические упражнения, танцевальные движения классического танца, а также современных направлений: джаз-модерн, hip-hop. Большую роль играет индивидуальный подход к каждому ученику, учитываются его природные хореографические данные, особенности характера.
Общим для каждого года обучения является принцип движения от простого к сложному, что предполагает постепенное:
- увеличение физической нагрузки и объемов излагаемого материала;
- усложнение рисунка движений рук и ног, композиций разучиваемых номеров;
- усложнение творческих заданий.
Последовательность изложения тем и количество времени корректируется календарным планом и может быть изменено в зависимости от индивидуальных способностей детей, темы года, участия в конкурсах, фестивалях и концертах.
Первый и второй годы обучения углублённого уровня — совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса и особенностей техники танца джаз-модерн, изучение и исполнение танцев в различных стилях, знакомство с другими направлениями современной хореографии.
Продолжается работа над постановкой корпуса, ног, рук и головы. Развитие выносливости путем повторения пройденных движений в увеличенном количестве и более быстром темпе.
Большую роль в развитии творческих способностей играет участие в концертных выступлениях. На сцене от подростка требуется не только хорошее и четкое исполнение движений и перестроений танца, но и способность донести до зрителя образы, заложенные в идею хореографической постановки. Это может произойти только при полной эмоциональной свободе подростка перед зрителем.
Ожидаемые результаты
В конце 1-го года обучения
Подросток будет знать:
- комплекс движений классического экзерсиса у станка и на середине зала;
- комплекс упражнений джазового экзерсиса на середине зала;
- этюды с использованием всех изученных движений в сочетании классических и джазовых позиций ног и корпуса;
- комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса;
- элементы композиции и постановки танцевальных номеров.
Подросток будет уметь:
- самостоятельно исполнять классический экзерсис на середине зала;
- исполнять сложные кроссы и прыжки в стиле танца джаз-модерн;
- исполнять танцевальные комбинации повышенной сложности;
- овладеть характером и особенностями техники танца hip-hop;
- свободно импровизировать в стилях джаз-модерн и hip-hop;
- придумать и исполнить танцевальный номер;
- иметь навыки сценической деятельности.
В конце 2-го года обучения
Подросток будет знать:
- терминологию классического танца;
- экзерсис классического танца у станка и на середине зала;
- терминологию джаз-модерн танца;
- экзерсис джаз-модерн танца у станка и на середине зала;
- систему растяжки (stretch);
- комбинации с использованием ранее изученного материала;
- отличительные особенности школы современного танца от других видов танца (классический танец и др.);
- законы танцевальной драматургии и элементы постановки танцевальных номеров.
Подросток будет уметь:
- самостоятельно исполнять классический экзерсис у станка и на середине зала;
- самостоятельно исполнять экзерсис танца джаз-модерн у станка и на середине зала;
- владеть характером и особенностями техник танца джаз-модерн и танца hip-hop;
- исполнять танцевальные комбинации повышенной сложности, включая сложные кроссы и прыжки;
- свободно импровизировать в стилях джаз-модерн и hip-hop;
- иметь навыки сценической деятельности;
- выполнять все элементы за весь курс обучения.
Подросток будет иметь интерес к культурным традициям и мероприятиям, навыки общения, контактности и доброжелательности при решении творческих задач, позитивно оценивать свои танцевальные способности и навыки, быть ориентированным на успех.
Помимо технического совершенствования двигательного аппарата, обучающиеся должны получить стимул к личностному развитию, т.е. воспитывать в себе такие необходимые для танца качества как трудолюбие, сосредоточенность и внимание, координацию и умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, подростки будут владеть основами общей культуры, разбираться в направлениях и течениях современной хореографии. Уметь анализировать хореографические спектакли и постановки.
Реализация программы способствует:
- развитию навыков общения, коммуникативных компетентностей;
- повышению культурного уровня;
- воспитанию настойчивости и самоотдачи, коллективной и личной ответственности за поручение дело;
- осознанному развитию хореографических способностей;
- развитию интереса не только к творческой деятельности в коллективе, но и к творчеству других исполнителей;
- умению критически анализировать собственную деятельность.
Формы подведения итогов реализации программы
С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь), итоговая аттестация (апрель — май). (Приложение №1).
Результаты фиксируются в индивидуальных карточках, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и творческих результатов и оцениваются по 10-бальной системе.
Формы выявления полученных знаний: собеседование, практические задания, открытые занятия, концерты, участие в конкурсных мероприятиях.