ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»

Направленность программы – художественная

Уровень программы — углубленный

Возраст детей: 12 – 18 лет

Срок реализации: 2 года

 

Автор — разработчик: Соловьева Мария Александровна

педагог дополнительного образования

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный танец» художественной направленности.

Программа разработана на основе дополнительных общеобразовательных программ «Хореография» Заболотской М.А. и «Основы обучения современным направлениям танца в системе дополнительного образования» Никитина В.Ю.

Программа «Современный танец» неразрывно связана и является продолжением программы базового уровня обучения «Основы современной хореографии», логично дополняя и развивая его, направлена на расширение и углубление знаний, умений и навыков в области искусства современной хореографии, развитие творческих способностей, мотивации на дальнейший выбор пути своего профессионального развития.

Танец — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования подростка, для его гармоничного духовного и физического развития. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Современный танец воплощает в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создает новую пластику, поэтому он интересен и близок современному поколению. Современный танец помогает свободному самовыражению открывать свое внутреннее «я», получать хорошие эмоции и настроение. Танец в себе таит огромные богатства для успешного художественного и нравственного воспитания. Он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю —  танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Танец является неотъемлемой частью пластической культуры человека. Он повышает эмоциональное и физическое здоровье, помогает раскрыть внутренний мир, сформировать в подростках уверенность в себе, упорство, трудолюбие, помогает оценить красоту музыки и движения.

Современная хореография предъявляет высокие требования не только к технике выполнения сложнейших элементов, но и к умению донести образ, характер композиции, гармонию движения тела, предмета и музыки.  Это требует от исполнителя владения всеми средствами выразительности, навыками сценического движения, актерского мастерства.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

В настоящее время происходит подъем интереса детей и подростков к современному танцу. В данном виде искусства лаконично соединены в одно целое многообразие танцевальных стилей и элементы сценических трюков.

Программа «Современный танец» (углубленный уровень) дает возможность подросткам совершенствовать уровень исполнения современных танцев, создает условия для творческой самореализации через пластику, дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения обучающихся, всестороннего развития личности.

Занятия современным танцем позволяют обучающимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных направлений, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. Так же занятия современным танцем закладывают основы нравственности, красоты, расширяют культурный кругозор. Способствуют гармоничному развитию подростков, развивают физическую силу, выносливость, ловкость, помогают подросткам снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе.

Современная хореография является действенным методом эстетического и физического воспитания. В процессе обучения подростки совершенствуют навыки музыкальности, пластичности, координации, актерского мастерства.

Занятия в коллективе воспитывают чувство товарищества, взаимовыручки, умения чувствовать ответственность. Групповые занятия способствуют социализации и адаптации детей и подростков в обществе.

Цель программы:

Развитие творческих способностей, личностное и культурное самоопределение, профессиональное становление личности посредством совершенствования и повышения танцевально-исполнительского мастерства.

Задачи программы

Обучающие:

  • углублённое изучение техник джаз- танца и танца модерн;
  • расширение кругозора в области современной хореографии, истории музыки, сценического костюма;
  • обучение виртуозности исполнения;
  • обучение эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
  • обучение основам театрального и сценического искусства;
  • совершенствование умения точной выразительной передаче характера создаваемого образа с помощью танцевальных и пластических средств;
  • совершенствование в освоении французской терминологии, используемой в классическом танце и английской терминологии, используемой в джазовом танце и танце модерн;
  • организация постановочной и концертной деятельности.

Развивающие:

  • развитие физической выносливости, поддержки двигательной активности детей;
  • развитие танцевально-исполнительских способностей, обучающихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов современного танца, танцевальных композиций;
  • развитие художественных способностей, сценического артистизма, фантазии и образной памяти;
  • развитие умения использовать приобретенные знания и навыки, самостоятельно их концентрировать и выражать в творческой деятельности;
  • развитие мотивации на дальнейший выбор пути своего профессионального развития.

Воспитательные:

  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание морально-волевых личностных качеств;
  • воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым, формирование чувства этики, вежливости и такта;
  • развитие познавательной и жизненной активности, самостоятельности, коммуникабельности;
  • воспитание чувства взаимопомощи, формирование сплоченного коллектива;
  • воспитание трудолюбия и устремленности в достижении творческих результатов, проявления собственной гражданской позиции, направленной на защиту уважительного отношения к собственному выбору дальнейшего профессионального развития;
  • воспитание художественного вкуса, художественно-творческого мышления и интереса к искусству.

Отличительной особенностью программы «Современный танец» является — синтез видов и форм хореографического обучения, создание интегрированной модели обучения: (джазовый танец, танец модерн, классический танец, стретчинг, hip-hop), акцент ставится на изучение современной хореографии.

Реализация программы способствует формированию у обучающихся гармонии в различных сферах отношений:

  • отношение к своему телу (принимаю образ собственного тела) и со своим телом (совершенствую свое тело, двигательные возможности организма);
  • отношение к культуре (знакомство с классической и современной культурой через танец, выстраивание собственных эстетических пристрастий), отношение с культурой (формирование собственного стиля функционирования в танцевальной культуре);
  • отношение к окружающим людям (обретение в коллективе друзей, субъективно значимых взрослых), отношения с окружающими людьми (обретение опыта строить отношения в репетиционном и концертном процессе).

Практическая деятельность на этом уровне обучения продолжает быть неразрывно связанной с изучением истории современного хореографического искусства, знакомством с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культурой. Средствами занятий у подростков продолжают формироваться: творческие способности, эстетические эмоции, чувства, представления о красоте движений и звука, формы и цвета.

Организация образовательного процесса позволяет решать многие проблемы воспитания подрастающего поколения: социального, нравственного, художественно-эстетического и гражданско-патриотического.

 

Возраст обучающихся

Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 18 лет. Принимаются обучающиеся, освоившие программу базового уровня обучения или имеющие уровень специальных знаний, умений и навыков, соответствующий программе углубленного уровня.

Количество обучающихся в группе:

1-ый год обучения –   10 человек;

2-ой год обучения – 8 человек;

 

Срок реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения.

Формы и режим занятий

Форма обучения – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Занятия проводятся 2 раза в неделю:

1-ый год обучения –   2 х 2 часа;

2-ой год обучения – 2 х 2 часа.

Во время занятий предусмотрены 10 – 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.

Во время приема и формирования групп происходит первичная диагностика творческих способностей ребенка, его знаний, умений, навыков и хореографических данных.

После освоения программы дети могут продолжить занятия в объединении, для дальнейшего совершенствования своих знаний, умений и навыков в концертной (ансамблевой) группе.

Методика преподавания на всех годах обучения сочетает в себе тренировочные гимнастические упражнения, танцевальные движения классического танца, а также современных направлений: джаз-модерн, hip-hop.  Большую роль играет индивидуальный подход к каждому ученику, учитываются его природные хореографические данные, особенности характера.

Общим для каждого года обучения является принцип движения от простого к сложному, что предполагает постепенное:

  • увеличение физической нагрузки и объемов излагаемого материала;
  • усложнение рисунка движений рук и ног, композиций разучиваемых номеров;
  • усложнение творческих заданий.

Последовательность изложения тем и количество времени корректируется календарным планом и может быть изменено в зависимости от индивидуальных способностей детей, темы года, участия в конкурсах, фестивалях и концертах.

Первый и второй годы обучения углублённого уровня —  совершенствование полученных знаний, про­должение изучения классического экзерсиса и особенностей техники танца джаз-модерн, изучение и исполнение танцев в различных стилях, знакомство с другими направлениями современной хореографии.

Продолжается работа над постановкой корпуса, ног, рук и головы. Развитие выносливости путем повторения пройденных движений в увеличенном количестве и более быстром темпе.

Большую роль в развитии творческих способностей играет участие в концертных выступлениях. На сцене от подростка требуется не только хорошее и четкое исполнение движений и перестроений танца, но и способность донести до зрителя образы, заложенные в идею хореографической постановки. Это может произойти только при полной эмоциональной свободе подростка перед зрителем.

 

Ожидаемые результаты

В конце 1-го года обучения

Подросток будет знать:

  1. комплекс движений классического экзерсиса у станка и на середине зала;
  2. комплекс упражнений джазового экзерсиса на середине зала;
  3. этюды с использованием всех изученных движений в сочетании классических и джазовых позиций ног и корпуса;
  4. комбинации с использованием ранее изученного материала в сочетании с падениями и подъемами, использованием различных ракурсов, изменениями уровня, перемещением по пространству класса;
  5. элементы композиции и постановки танцевальных номеров.

 

Подросток будет уметь:

  1. самостоятельно исполнять классический экзерсис на середине зала;
  2. исполнять сложные кроссы и прыжки в стиле танца джаз-модерн;
  3. исполнять танцевальные комбинации повышенной сложности;
  4. овладеть характером и особенностями техники танца hip-hop;
  5. свободно импровизировать в стилях джаз-модерн и hip-hop;
  6. придумать и исполнить танцевальный номер;
  7. иметь навыки сценической деятельности.

 

В конце 2-го года обучения

Подросток будет знать:

  1. терминологию классического танца;
  2. экзерсис классического танца у станка и на середине зала;
  3. терминологию джаз-модерн танца;
  4. экзерсис джаз-модерн танца у станка и на середине зала;
  5. систему растяжки (stretch);
  6. комбинации с использованием ранее изученного материала;
  7. отличительные особенности школы современного танца от других видов танца (классический танец и др.);
  8. законы танцевальной драматургии и элементы постановки танцевальных номеров.

 

Подросток будет уметь:

  1. самостоятельно исполнять классический экзерсис у станка и на середине зала;
  2. самостоятельно исполнять экзерсис танца джаз-модерн у станка и на середине зала;
  3. владеть характером и особенностями техник танца джаз-модерн и танца hip-hop;
  4. исполнять танцевальные комбинации повышенной сложности, включая сложные кроссы и прыжки;
  5. свободно импровизировать в стилях джаз-модерн и hip-hop;
  6. иметь навыки сценической деятельности;
  7. выполнять все элементы за весь курс обучения.

Подросток будет иметь интерес к культурным традициям и мероприятиям, навыки общения, контактности и доброжелательности при решении творческих задач, позитивно оценивать свои танцевальные способности и навыки, быть ориентированным на успех.

 

Помимо технического совершенствования двигательного аппарата, обучающиеся должны получить стимул к личностному развитию, т.е. воспитывать в себе такие необходимые для танца качества как трудолюбие, сосредоточенность и внимание, координацию и умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, подростки будут владеть основами общей культуры, разбираться в направлениях и течениях современной хореографии. Уметь анализировать хореографические спектакли и постановки.

Реализация программы способствует:

  • развитию навыков общения, коммуникативных компетентностей;
  • повышению культурного уровня;
  • воспитанию настойчивости и самоотдачи, коллективной и личной ответственности за поручение дело;
  • осознанному развитию хореографических способностей;
  • развитию интереса не только к творческой деятельности в коллективе, но и к творчеству других исполнителей;
  • умению критически анализировать собственную деятельность.

Формы подведения итогов реализации программы

С момента поступления ребенка в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования хореографических способностей, определения задач индивидуального развития: первичная диагностика (сентябрь), промежуточная аттестация (декабрь), итоговая аттестация (апрель — май). (Приложение №1).

Результаты фиксируются в индивидуальных карточках, позволяющих отслеживать динамику образовательных, воспитательных и творческих результатов и оцениваются по 10-бальной системе.

Формы выявления полученных знаний: собеседование, практические задания, открытые занятия, концерты, участие в конкурсных мероприятиях.